Мурманск      Москва

Наши контакты

Телефоны: Тел./факс:
 
E-mail: 
 
Адрес:
  • Видео

    Презентация компании

    Берег моей мечты

  • Мы Вконтакте

    Присоединяйтесь!

Литературный музей как дидактическое средство изучения литературы

            Федеральные Государственные Образовательные стандарты II поколения нацеливают педагогов на использование культурно – исторического, системно – деятельностного подхода в обучении и воспитании, что даёт возможность создать условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентности в любой предметной области познания.

            Средством формирования коммуникативной компетентности учащихся можно считать музейную педагогику. Современное общество требует способности грамотно принимать и обрабатывать информацию, а также создавать и оценивать ее, учитывать обратную связь с получателем информации. Все эти умения могут быть реализованы, если обучающиеся овладеют владеют всеми видами речевой деятельности: слушанием, чтением, говорением и письмом.

Главная черта, характеризующая сущность коммуникативной компетентности – это способность и готовность вступать в различного рода (вербальные, невербальные, письменные, устные) коммуникации с целью решения задач общения (поиска, передачи информации, быть понятым, понимать и т.п.).

Это педагогика открытой среды, которая наиболее эффективно проявляется в условиях содружества музея и школы и развивает ключевые компетентности учащихся. Отличительные черты  музейной педагогики -неформальность и добровольность, она дает возможность осуществлять нетрадиционные подходы к образованию, основана на интересе детей к исследовательской деятельности, к компьютерному обучению, сочетает эмоциональное и интеллектуальное воздействие на ребенка, раскрывает значимость и практический смысл изучаемого материала, помогает самореализоваться каждому ребенку. Музейная педагогика направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, воспитывает умение видеть и понимать прекрасное, учит ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, развивает его культуру и интеллект.

            Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

Они представлены на слайде: — каждое  посещение  музея – это  занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

Очень важно: итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Задачи педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных  процессов и проектов, проводника в мир культуры, представлены на следующем слайде:

- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Свою сверхзадачу как педагог, занимающийся музейной педагогикой, вижу в создании условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки, которые закрепляются в итоговом сочинении-рассуждении.

            Педагогическому сообществу г. Мурманска неоднократно был представлен опыт работы по созданию школьного музея, руководителем которого является Заслуженный учитель России Лапина Т.Н. (программа Столярова).

            Я же сегодня, утверждая значимость экскурсионных поездок по городам России, хочу показать роль музейной педагогики как средства формирования коммуникативной компетентности учащихся.

            В наши дни чрезвычайно актуальными представляются слова Н.В. Гоголя: «Велико незнание России посреди России». Именно после таких размышлений и возникла идея посещения в составе организованной группы российских городов (И прежде всего, СПБ, Москвы). Кроме того, мне видится целесообразным данный вид работы считать дидактическим средством подготовки учащихся к устной части экзамена по русскому языку. Разработчики данного экзамена в качестве критерия оценки владения родным языком определяют сформированность устной речевой деятельности.

В размещённой на сайте ФИПИ презентации ученикам предлагается составить текст о музеях, о посещении какого-либо музея. Думаю, что ребята, участвующие в реализации проекта «Живая история», выполнят это задание качественно. Изучив различные методики организации проекта, я остановила свой выбор на методике, предложенной И.В. Кругловой, начальником Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы. Вашему вниманию предлагаю её адаптированный вид.

На слайде:1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

  • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
  • обсуждение возникших идей;
  • перечисление интересующих учащихся тем проектов;
  • формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

  • уточнение намеченной цели и задач;
  • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
  • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
  • интерпретация данных;
  • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

  • систематизация полученных данных;
  • построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

  • осмысление полученных данных и способов достижения результата;
  • обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом

             

            Перед поездкой большая подготовительная работа. Сначала разрабатывается маршрут, выбираются экскурсии. Ребята заочно знакомятся с объектами посещения. Мы внимательно прочитали одно из» Писем о добром» Дмитрия Сергеевича Лихачева «Понимать искусство. В нём даны советы, как научиться понимать произведения искусства. На этапе подготовки с ребятами также работают учителя истории, МХК. В ходе поездки участникам проекта предлагается насыщенная деятельность, включающая в себя работу с картой, компоненты журналистской работы, проведение исследований.

            На зимних каникулах в 2015 году мы побывали на главной ёлке страны – кремлёвской в Москве. Очень красивые костюмы, потрясающие декорации, зажигательные танцы. Также совершили 3 поездки в город-музей Санкт-Петербург. Обзорная экскурсия по городу с посещением Петропавловской крепости и музей – квартира Пушкина на Мойке, место дуэли Пушкина на Чёрной речке, Эрмитаж и музей блокадного Ленинграда. Смотрели и слушали всё на одном дыхании. Поразило нас Царское Село, лицей, где учился Пушкин, Екатерининский дворец с огромными торжественными залами, украшенными золотыми скульптурами и зеркалами. Знаменитая янтарная комната, частный музей Фаберже, интерактивный музей Воды. Всё это оставило неизгладимое впечатление. Восхитил и национальный шоу-музей «Гранд-макет Россия», в котором на макетном поле в 800км2 объединены собирательные образы городов и регионов России.                  

            В ходе экск. поездки создание учениками личного образовательного продукта происходит в процессе формирования навыков решения творческих задач и способствует приобретению новых знаний, умений, навыков школьников и одновременно развитию их интуитивного способа деятельности. Когда ученик непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, он воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.

Завершается работа над проектом написанием сочинения рассуждения. Темы предлагаю разные. Например,  «Подлинное искусство или дань моде», «Самобытная культура или …», «Для меня музей-это…)

Вот пример одного сочинения.       

            Что такое музей? Какова его миссия? Я считаю, что музей — это живая связь поколений, которая необходима как для сохранения исторической памяти народа, так и для воспитания высоких нравственных качеств человека, чувства любви к Отечеству.  Во время экскурсионной поездки в Санкт-Петербург мы посетили различные музеи: исторические, художественные, литературные. Они помогли нам открыть дверь в прошлое и заглянуть в будущее. Докажу данную мысль конкретными примерами.

            В первый день нашего тура мы посетили Русский музей. Более 100 залов  представляют нам 120 лет российской истории, воплощённых в художественных полотнах. Что волновало людей в те далёкие годы? Что они хотели сказать потомкам? Обратимся к картине К. Брюллова «Последний день Помпеи».  Автор губительным стихиям природы противопоставляет душевное величие и красоту человека. Мысль о красоте, торжествующей над гибелью, с особенной ясностью выражена в группе фигур, столпившихся на ступенях гробницы в левой части картины. Брюллов намеренно соединил здесь образы цветущей силы и юности. Ни страдание, ни ужас не искажают их идеально прекрасных черт; на лицах можно прочесть лишь выражение удивления и встревоженного ожидания.

            На следующий день мы побывали в музее «Эрарта». Обыгранный в названии симбиоз двух слов «эра» и «арта» предвещает наступление эры современного искусства, которая начинается сегодня в России.  Свою миссию создатели музея видят в том, чтобы популяризировать выдающиеся, с их точки зрения, работы современных авторов, которые с течением времени признаются шедеврами их эпохи. В музейной коллекции Эрарты представлены живопись, коллаж, скульптура, инсталляция, видео-арт. Заинтересовала модель биополярной активности Д. Каварга. Запомнилась картина в стиле брендреализма «Рубашка», автором которой является певец Сергей Шнуров. Вместо души у человека бренд. А где же индивидуальность? Неужели материальное возьмёт верх над духовным? Уникальные экспонаты удивляют и поражают воображение, вызывают восхищение, будоражат сознание. Мне запомнились слова экскурсовода, которая процитировала петербургского художника Анатолия  Заславского: «Когда человек смотрит на живопись, если у него есть глаза, он видит обещание счастья». Когда я бродила по залам «Эрарты», я была счастлива, сознавая, что современное искусство столь талантливо.

            Посетив Санкт-Петербург, этот удивительный город-музей, мы открыли дверь в прошлое и окно в будущее. От увиденного у нас захватило дух. Наша страна была и будет прекрасна и величественна, пока в ней жива культура и люди, бережно её сохраняющие.

           

            Таким образом, экскурсионные поездки не только воспитывают у школьников интерес к истории, литературе, искусству, формируют эстетический вкус в подборе материала, но и формируют коммуникативную, социокультурную, языковую и речевую компетенции. Создание речевой развивающей среды с высоким воспитательным потенциалом позволяет реализовать задачу развития языковой личности учащегося в единстве с формированием у него системы нравственных и духовных ценностей.

 

 

На Новый 2017 год мы вновь собираемся поехать в Москву. Программа включает в себя и посещение планетария, и делового центра «Москва-Сити», и ранее засекреченного военного объекта «Бункер-42», который находится на глубине 42 метров, и интерактивный музей-исторический парк «Моя история». А главное-детей ждёт Кремлёвская елка и, конечно же, подарки! Присоединяйтесь.