Мурманск      Москва

Наши контакты

Телефоны: Тел./факс:
 
E-mail: 
 
Адрес:
  • Видео

    Презентация компании

    Берег моей мечты

  • Мы Вконтакте

    Присоединяйтесь!

Использование культурного и природного наследия как важного фактора нравственного и патриотического воспитания учащихся.

Современная социально-культурная ситуация в российском обществе характеризуется большинством ученых-педагогов, социологов, философов как сложная и противоречивая. С одной стороны, информатизация и демократизация различных сфер жизни, развитие рыночной экономики привели к росту научно-технических достижений, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности. С другой, доминанта техногенной цивилизации над уровнем духовного развития российского общества внесла существенные изменения в сознание людей. Исследователи отмечают девальвацию системы традиционных ценностей, резкое снижение воспитательной роли культуры и искусства, обострение социальных противоречий в обществе, а также внедрение чуждых ему, главным образом, проамериканских, ценностей. Такая социокультурная ситуация не могла не отразиться на подрастающем поколении. Налицо усиление агрессивности в детской и подростковой среде, состояние повышенной тревожности и гиперактивности, одиночества и социально-культурной пассивности, внутренняя неудовлетворенность и индивидуализм, ориентация на удовлетворение сиюминутных желаний и прагматизм. Кроме того, наблюдается увеличение количества детей, испытывающих неустойчивые, дискомфортные состояния, имеющих трудности в общении с педагогами и сверстниками, проблемы в творческой самореализации.

В Национальной доктрине образования РФ на период до 2025 года от 4 октября 2000 г. № 751 указано на необходимость упорядочения и систематизации воспитательных воздействий на личность ребенка, что приводит к увеличению роли технологий социально-культурной деятельности в воспитательном процессе образовательного учреждения.

Социальный заказ общества по формированию ценностных ориентации приводит педагогов к поиску тех средств, методов и путей, которые могли бы не только облегчить этот процесс, но и сформировать творческую личность, способную к саморазвитию. Культуротворческие технологии, согласно многочисленным исследованиям, обладают значительным педагогическим потенциалом, который способствует усилению воспитательных воздействий на личность ребенка, развитию его творческих и коммуникативных способностей.

Анализ современного состояния внеурочной деятельности в школе показывает недооценку воспитательного значения культуротворческих технологий и, как следствие, нерациональное использование их педагогического потенциала. Основным недостатком культуротворческих технологий в условиях досуговой деятельности школьников можно назвать их фрагментарный характер, они не связаны между собой единством целей и задач, их воспитательные цели слабо проявлены. По сути, в досуговой деятельности школьников сегодня отсутствуют целостность и событийность, необходимые для ее позитивного влияния на ценностно-мотивационную сферу подрастающего поколения. Все это приводит к снижению роли культуротворческих технологий в формировании ценностных ориентации школьников. Мы полагаем, что решить эту проблему возможно только посредством целенаправленного и упорядоченного использования в досуговой деятельности школьников культуротворческих технологий. Поэтому сегодня назрела необходимость выявить педагогический потенциал культуротворческих технологий в формировании ценностных ориентации.

            Итак, культуротворческие технологии могут являться эффективным средством формирования ценностных ориентации школьников при соблюдении следующих условий:

1.Общие социально-культурные условия:

-учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей школьников в условиях воспитательной среды ОУ

-готовность педагогического коллектива школы к осуществлению целенаправленной культуротворческой деятельности;

-социально-культурное партнерство субъектов воспитательного процесса, расширяющее педагогическое пространство жизнедеятельности школьников с целью комплексного влияния на их ценностно-мотивационную сферу;

-наличие методического сопровождения воспитательного процесса;

-участие художественно-творческого сектора школы в организации и проведении разнообразных форм социально-культурной деятельности.

2.Специфические социально-культурные условия:

-педагогически-опосредованное воздействие на школьников при их включенности в культуротворческую деятельность в условиях ОУ

-построение воспитательного процесса школы на основе культуротворческих технологий социально-культурной деятельности;

-обучение элементам творчества в рамках досуговой деятельности школьников;

-активное включение школьников в культурно-ценностные и социально-значимые формы творчества;

-разработка и реализация авторской программы с использованием культуротворческих технологий для формирования ценностных ориентации школьников;

-самоорганизация внеклассной деятельности школьников через активизацию школьного самоуправления и стимулирования их творческой инициативы.

            Проводился системно-типовой анализ воспитательной работы общеобразовательной школы; с помощью методов анкетирования, тестирования, наблюдения выяснялись особенности ценностно-мотивационной сферы школьников, их ценностные предпочтения, степень оптимизации взаимодействия со школьной микросредой и уровень социально-культурной активности. Проведенный анализ показал, что воспитательная работа в школе ориентирована на создание благоприятной воспитательной среды, корректирующей индивидуальное развитие каждого школьника, и осуществляется в следующих приоритетных социально-культурных и социально-педагогических направлениях: — организация гражданско-патриотического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, правового, экологического, интерсоциального воспитания; — пропаганда здорового образа жизни; — расширение, укрепление и координация связей школы — социально-культурного и педагогического центра микрорайона, с ближайшими учреждениями и организациями; -организация работы с родителями учащихся с целью предотвращения разрыва воспитательного влияния школы и семьи; -организация учебной деятельности как составной части воспитательного процесса; — адаптация воспитательной ситуации к возможностям ребенка, оказание помощи и поддержки детям в преодолении противоречий во взаимодействии со средой развития и воспитания, профилактика здоровья, нейтрализация негативных влияний среды; -создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия; -профессиональная подготовка и повышение квалификации педагогов.

Однако сформировать у школьников систему социально и личностно значимых ценностей совсем не просто. Ценностные ориентиры могут быть выбраны только самим человеком в результате опосредованного и личностно-ориентированного педагогического воздействия на него, гуманного, предоставляющего возможность выбора. «Ни требованием, ни принуждением нравственных ценностей привить невозможно. Необходимы конкретные жизненные примеры и предоставление возможности выбора системы ценностей самому индивиду». Все воспитательные воздействия выстраиваемой модели направлены на формирование ценностных ориентации школьников, обуславливающих их качественные характеристики и рефлексию. Однако сами школьники должны являться активными участниками моделирования, и потому призваны занимать деятельную позицию в его осуществлении. Модель формирования ценностных ориентаций школьников представляет собой теоретическое обеспечение педагогически опосредованного регулируемого влияния, которое определяется совокупностью факторов, условий, принципов, форм, методов, средств, выступающих как ее основополагающие компоненты.

            Была разработана и внедрена социально-культурная программа использования культуротворческих технологий «Страна Культуры, направленная на создание единого воспитательно-коммуникационного пространства, связывающего внутришкольные коллективы — школу — городские центры творчества и учреждения культуры, некоммерческие общественные организации, способствующая более глубокому осознанию школьниками в ходе досуговой деятельности таких базовых ценностей, как гуманизм, познание, творчество, культура и позволяет эффективно формировать ценностные ориентации школьников.

            Сущность культуротворческих технологий по формированию ценностных ориентации школьников представляет собой творческий педагогически-опосредованный процесс освоения, воспроизводства, производства ценностей культуры, на основе которых создается система ценностей подрастающего поколения. Использование культуротворческих технологий в досуговой деятельности школьников позволяет упорядочить формы социально-культурной деятельности, объединив их вокруг ценностей культуры, которые могут рассматриваться в качестве узловых модулей воспитательного процесса в рамках задачи по формированию ценностных ориентации школьников.           

            Сферой социально-культурной деятельности школьников является культурно-познавательный туризм. Вы можете спросить, почему именно туризм? В наши дни чрезвычайно актуальными представляются слова Н.В. Гоголя, относящиеся ещё к 19 веку… «Велико незнание России посреди России». Зачастую мы можем отлично знать из выпусков новостей то, что происходит на другом конце земного шара, но быть не в курсе событий около своего дома. Мы можем собрать хорошую коллекцию виз в загранпаспорте, но совсем не ориентироваться в географии и истории российских городов. Именно после таких размышлений и возникла идея экскурсионных поездок. Но у нас непростые экскурсионные туры. Нам необходимо всю возможную информацию «пропустить через себя», мы должны на несколько  дней «погрузиться» в жизнь и быт незнакомого города с последующей переработкой и осмыслением информации, полученной из «первых рук», должны попытаться преодолеть привычную отстранѐнность при созерцании событий, которые к нам не имеют прямого отношения. Мы должны попробовать представить себя жителем этого города, почувствовать его «изнутри».

            Образовательное путешествие, совершаемое автономной детской группой, связано с преодолением целого ряда трудностей и экстремальных факторов. Такие условия создают благоприятную основу для раскрытия положительных качеств участников, не реализуемых в повседневной жизни, для формирования активной жизненной позиции, для стимулирования процессов социализации  личности. Актуальность использования культурного туризма в образовании определяется также его способностью объединять детский и педагогический коллективы в единой деятельности, которая становится содержательной основой для совместного обучения, общения, труда и игры. Потенциал школьного туризма обусловлен эффективностью непосредственного влияния педагога на первичный детский коллектив, традиционной деятельностью и активностью субъектов деятельности. Преодоление социального барьера, дальнейший выбор профессии, расширение представлений о мире, развитие культурологических факторов играют немаловажную роль в образовательном туризме школьников.

            Цели экскурсии- расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду.  Когда ученик непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, он воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.

            Для детей совместная поездка в другой город-возможность неформального общения с учителями и одноклассниками, объединяющий момент в их жизни. Школьные экскурсии — это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.

            На зимних каникулах мы побывали на главной ёлке страны – кремлёвской в Москве. Мы были просто в восторге! Очень красивые костюмы, потрясающие декорации, зажигательные танцы, качественная музыка. И очень вкусные подарки. А в какой гостинице мы жили! С 23 этажа вся новогодняя Москва как на ладони. Обзорная экскурсия по городу с посещением Петропавловской крепости и музей – квартира Пушкина на Мойке, место дуэли Пушкина на Чёрной речке, Эрмитаж и музей блокадного Ленинграда. Смотрели и слушали всё на одном дыхании. Поразило нас Царское Село, лицей, где учился Пушкин, Екатерининский дворец с огромными торжественными залами, украшенными золотыми скульптурами и зеркалами. Знаменитая янтарная комната. Эрмитаж, русский музей, музей Фаберже. Интерактивный музей воды. Всё это оставило неизгладимое впечатление. Восхитил и национальный шоу-музей «Гранд-макет Россия», в котором на макетном поле почти 800 км2 объединены  собирательные образы городов и регионов России. Динамику и насыщенность макету придают сотни движущихся составов и автомобилей, световые и звуковые эффекты. В музее Оптических Иллюзий мы проплыли на Титанике, оказались среди гигантских игрушек, спасались от зомби. Посетили Дом великана, дом-наоборот.

            Основными участниками такого воспитательного процесса в туризме являются с одной стороны – природа и объекты наследия, воздействующие на чувства личности, с другой – сама личность, способствующая сохранению наследия и воспроизводству природных ресурсов. В туризме воспитательный аспект имеет собственную область деятельности, которую можно выразить таким образом: человек (объект) – культурное и природное наследие, представленное в туристских  дестинациях (субъектах) восприятия.

            Внешнее воздействие природной среды, а так же познавательное соприкосновение с объектами культурного наследия (архитектурой, живописью и др.) преобразуется в опыте в виде ценностных ориентаций, патриотических взглядов, позиции и действия.

Базовыми компонентами патриотического воспитания средствами туризма с использованием объектов культурного и природного наследия  являются:

- воспитание духовной личности;

- потребность в познании, в красоте природы и потребность в общении с ней;

- потребность в преобразующей деятельности;

- восприятие окружающего мира;

- благотворное влияние природной и культурной среды;

- приобщение молодежи к здоровому образу жизни, совокупность физического и духовно-нравственного воспитания.

            Объекты наследия – уникальны, они обладают предметной информацией, имеющей социальную значимость. Они – не абстрактный «информационный ресурс», а подлинный материальный свидетель реальных исторических событий, реального природного пространства, познание которых осуществляется «здесь и сейчас». Таким образом, молодёжный туризм, как форма дополнительного образования, содействует решению таких задач, как формирование экологической культуры, компетентности всех возрастных и социальных групп населения в области культурных и экологических проблем, формирование представлений об объектах культурного и природного наследия как общечеловеческих ценностях на основе практического освоения данной формы воспитания.